(ПРОДОЛЖЕНИЕ темы ПРОГРЕССА)
Член Совета Федерации профессор Ю.Н.Солонин произнёс любопытную реплику.
В стране необычная ситуация управления – дуумвират. Сейчас самый модный для журналистов вопрос, кто встречается с высшим руководством: «кто из вас будет президентом в будущем?» Создаётся впечатление, будто два человека приватизировали высшую должность в государстве, и они решат… Это несколько необычная ситуация.
Профессор В.В.Савчук выступил с докладом «Неизбежность медиафилософии».
Человек находится в медиареальности уже независимо от своего желания.
Медиальность это реальность всех, а не для всех.
Среда коммуникации вне нас, а медиа внутри нас.
Современный капитализм продаёт не столько товары и услуги, сколько образы, желания и мечты.
Академик Нигматулин Р.И. добавил, что через 15 лет скорость передачи данных возрастёт в миллион раз. Это создаст принципиально новую ситуацию, когда всю информацию о человечестве можно будет получить за 2 минуты!
Вопросы власти, господства, насилия, руководства обсуждались на круглом столе «Горизонты российской политики: власть и риск» под председательством доктора философских наук профессора Константина Семёновича Пигрова.
Эти проблемы традиционно являются ключевыми проблемами философии, которые, однако, в последнее время, особенно с укреплением и развитием политологии, обнаруживают тенденцию выйти из метафизического поля. Поэтому одна из главных задач – вернуть эту проблему в проблематику философии.
Бытие руководителя – это сфера повышенного риска, ибо в горизонте бытия руководителя обязательно «жертва отпущения». Руководитель – трагическая фигура, ибо по самому своему определению он должен нести ответственность за то, за что отвечать он не в состоянии.
В выступлениях участников круглого стола прозвучали следующие интересные мысли:
Наш правящий класс это как корзина для мусора.
Все политические отношения с властью можно свести к следующему: они нас не слышат; мы от них отделываемся молчанием.
Русские всегда были лишены воли к власти.
Отношение с властью в России таковы: рассуждайте сколько угодно, только повинуйтесь!
Игорь Иванович Кальной – зав.кафедрой социальной философии в Симферополе
обратил внимание на сохраняющееся при различных условиях распределение:
20% - активно стремящиеся; 20% - не стремящиеся; 60% – склоняются к тем или другим.
Общество – искусственное образование.
Поход во власть – это поход против инстинкта самосохранения.
Власть это всегда риск. Власть это всегда насилие.
Черчилль сравнивал власть с наркотиком.
Во власти происходит деформация личности.
Любить надо не себя во власти, а власть в себе.
Глубинная внутренняя связь власти и криминалитета в основе своей одна – насилие!
Для революции достаточно соотношения 10% богатых, остальные бедные. У нас сейчас 1% богатых и 99% бедных. Но волнений нет.
Наше общество это общество обмана!
Сегодня мы видим новое понимание времени: «забудь прошлое – смело шагай в будущее». Нет детерминации, когда прошлое определяло будущее, есть лишь случайность.
У нас на телевидении зрелища напоминают гладиаторские бои в Риме: «ты живёшь, пока ты не проиграл».
Вольтер определял власть как власть обманщиков над обманутыми.
Философия – это разрушение некоей комфортности через сомнение в очевидном.
Мы наблюдаем не только риск власти, но и власть риска.
Риск не вне нас, а внутри нас.
Риск – существование под знаком будущего.
Народ не хочет будущего! Он хочет жить спокойно в настоящем.
Как отметил в интервью профессор Солонин Ю.Н. «Россия еще по-настоящему не знает, что такое «вызов» истории, действительности или кого там еще. Если она, задавленная массой нерешённых вполне житейских проблем, барахтаясь в нелепых противоречиях, неспособна к элементарной эффективности в любых своих начинаниях, если её народ теряет элементарное чувство самосохранения, волю к жизни, к продуктивному труду, отдаваясь на милость всевозможных пророков, спасителей и «укрепителей вертикалей», то о противостоянии каким «вызовам» может идти речь?»
«Сама идея прогресса есть цивилизованная форма веры в бессмертие или, точнее, цивилизованное понимание вечности. Но идея вечности и идея прогресса несовместимы, поскольку прогресс это некое линейное представление о реальности, тогда как Вечность можно уподобить замкнутой спирали, которую, как ни крути, не определишь, где начало, а где конец, где верх, а где низ. Трудно ответить на вопрос: существует ли прогресс, верить или не верить историкам.
Все изменения существуют прежде всего на уровне отдельно взятого человека. Человек и есть тот мир, который является масштабом, измеряющим мир окружающий. Каким будет мир, зависит от того, какой будет моя жизнь, сделаю я её лучше или уничтожу себя. Весь прогресс человечества можно измерить тем, как меняется жизнь каждого конкретного человека.
Прогресс — это не возрастание удобств, это свобода от удобств.
Прогресс человеческого общества — это иллюзия. Возможен лишь прогресс каждого конкретного индивида, заключающийся в его духовном совершенствовании.
Духовный прогресс человечества слагается из духовного совершенствования отдельных личностей. То, о чём все так пекутся, осуществляется скорее в каждом конкретном человеке, нежели во всех сразу. Одним словом, прогресс — дело индивидуальное!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
На Круглом столе «Российская цивилизация: социальная теория и практическая философия» были высказаны следующие суждения:
Государство постепенно теряет свою роль. На смену империи как альтернатива приходит сетевое вИдение.
Справедливость можно определить как противоречие между деянием и признанием.
Наша жизнь основана на симбиозе, а не на борьбе за существование. Это доказал ещё князь Кропоткин (он был биологом по образованию). Археология не обнаруживает борьбы за существование.
«Россия на свободе» – это эксперимент, который мы над собой поставили.
Налицо тенденция к децивилизации.
«Повседневный фашизм» внутри каждого из нас.
Многие живут по формуле: «обмани ближнего, пока он не обманул тебя».
Российская государственность и империя – это монгольская идея, которую мы взяли у татар.
Всемирная отзывчивость русской души – это имперская идея.
Россия заимствует чужие идеи и перемалывает их в «свои».
Я В СВОЁМ ВЫСТУПЛЕНИИ попытался ответить на вопрос, насколько можно говорить о «русской цивилизации».
Цивилизацию можно понимать как определённый способ адаптации человека к окружающей среде. А культуру как информационную матрицу данной цивилизации.
Ещё недавно нам предлагали философствовать о «советском народе», сейчас о «народе российском».
Если этносы это реальность, то национальные государства – выдумка правящих элит для лучшей эксплуатации народов, проживающих на данной территории.
Россиянин – тот, кто имеет гражданство России. А «русский» – это тот, кто идентифицирует себя с русской культурой и живёт по традициям русской культуры.
Человек – существо программируемое. И потому, россиянин, рождённый русским, может стать американцем. И американец может быть русским.
Что может русская культура дать миру?
«Русская идея» проста: СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
В то время как Россия предлагаем решать проблемы сообща, западные политики «каждый за себя».
Если западный обыватель стремится к счастью личному, то русский к счастью всеобщему.
Сегодняшний экономический кризис показал неизбежный крах потребительской экономики. Нужны новые парадигмы экономического развития. Такой альтернативой может стать гармоническое развитие человека на основе самоограничения. И здесь православие с его идеей соборности и отрешённости может многое дать миру.
Насколько можно говорить о «русской цивилизации»? Полагаю, что в глобальном мире в рамках общемирового цивилизационного процесса можно лишь говорить о некоей культурной специфике, тогда как принципы современных технологий универсальны.
Будущий глобальный мир будет иметь мозаичную сетевую структуру. Это будет единый, но мультикультурный мир, скорее напоминающий винегрет, нежели суп.
Спасти нас может только наша культура. Русская культура – это наше неоспоримое конкурентное преимущество!
Всякая культура базируется на представлении о смерти. В православии нет понятия «чистилище». В нашем понимании, от греховности нельзя откупиться через индульгенции (как в католицизме). Человек спасается не только верой (как в протестантизме), и не только делами (без которых вера мертва), но прежде всего человек спасается любовью. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
«Правитель должен быть способен на всё, на что простой человек не способен.
Правитель не просит, он приказывает! Только сила вызывает согласие! Поэтому во имя великих целей насилие может быть оправдано, более того — оно необходимо. Невозможно проводить преобразования без сильной власти в ситуации споров и разногласий.
Демократия должна быть управляемой! Впрочем, демократия, диктатура — нет разницы, это всё слова; главное — сохранить управляемость, с помощью денег или с помощью страха.
Чтобы было спокойствие, нужна сильная власть. Всегда находятся честолюбивые бунтари, мечтающие перевернуть мир. Власти без насилия не существует. Насилие — это плата за свободу! Без власти, без порядка люди перегрызут друг друга. Народу не нужна свобода, народу нужна власть!
Всё решает сила, и чем сильнее будет власть, тем лучше. Люди уважают силу. А разговоры о справедливости — так, для отвода глаз. Ведь справедливым быть для всех невозможно.
Власть требует быть решительным и смелым. Побеждает сильнейший! Сильнейшему и демократия не помеха. Она выдумана для слабых, чтобы им не обидно было.
Правитель должен быть беспощадным! Но и справедливым! Жестокость — необходимое лекарство! Без жестокости нет ни порядка, ни дисциплины!
Власть исключает такие понятия как честь и совесть. Если потребуется, человека нужно уничтожить, а потом можно и извиниться. Добрым во власти быть невозможно. Власть предполагает необходимое зло. И добро и зло творится по необходимости. Именно политическая необходимость определяет, что есть добро, а что есть зло.
Когда речь идет о сохранении государства, морали нет места. Ради государства любое зло есть добро. Да, гибнут люди. Но что поделать? Лес рубят — щепки летят. Что значат какие-то жертвы, когда на карту поставлена целостность государства! Цель оправдывает средства. Победителей не судят! Если одержана победа, народ забывает средства её достижения.
Правителем становится тот, кто не боится переступить через мораль и совесть, кто способен на любые необходимые для государства меры!
Власть требует отступать от добра. Для сохранения власти и порок может быть добродетелью, и добродетель может быть пагубна. Необходимое зло есть добро!
О власти судят по результату. Власть требует быть гибким, и следовать необходимости, а не данному слову или представлениям о чести и морали. Успех оправдывает все средства! Народу нужен лидер, в которого можно было бы верить, который бы защитил, позаботился обо всех.
Надо создавать видимость перемен, чтобы народ верил, верил в лучшее будущее и терпел.
Без обмана во власти не обойтись. Власть даже обязана врать!
В политике предательство не предательство, а целесообразность или необходимость. Иначе нельзя — или ты, или тебя. Такова формула власти. Здесь ты один!
Власть подчиняет себе людей. Когда добиваешься власти, думаешь, что используешь её во благо людей, чтобы служить добру, а потом незаметно сам начинаешь служить власти.
Власть — это жертвоприношение!»
(из моего романа-быль «Странник(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Желающие полностью прослушать дискуссию, могут скачать аудиофайл в формате dvf (шесть часов) по ссылке для скачивания: http://files.mail.ru/9Q1V7V
Плагин от Sony http://www.nch.com.au/scribe/sony.html
А ЧТО ТАКОЕ ДЛЯ ВАС ПРОГРЕСС?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература - http://www.nikolaykofyrin.ru