Новый фильм «АГОРА» известного испанского режиссёра Алехандро Аменабара о том, как христианство побеждало иудаизм и язычество, как в конце концов завоевало римскую империю и стало официальной религией.
В конце 4-го века нашей эры римская империя переживала свои последние дни. Александрия – египетская провинция – ещё сохранила своё былое величие.
Для христиан этот фильм может показаться провокационным.
Хотя, возможно, именно в этом и состояла цель известного испанского кинорежиссёра Алехандро Аменабара («Море внутри», «Другие», «Открой глаза»).
– Когда я был ребенком, то верил в Бога – так меня воспитали родители-католики, но, утратив веру, я стал оптимистом.
Алехандро Аменабар родился в Чили в 1972 году, но год спустя его семья переехала в Испанию, где режиссёр и вырос. Он дебютировал в большом кино психологическим триллером "Тезис" (1996) и снискал национальный успех уже следующим фильмом "Открой глаза" (1997) с Пенелопой Крус в одной из главных ролей. Многие смотрели американский ремейк этой испанской картины – "Ванильное небо". В 2001 году Аменабар сделал свой первый англоязычный фильм - "Другие", принесший ему международное признание.
– Я по убеждениям агностик, то есть я не знаю, существует ли жизнь после смерти. Честно говоря, подозреваю, что нет. С этим надо жить, и это никак не обедняет жизнь, не делает ее бессмысленной, – сказал в интервью Алехандро Аменабар. – Я бы хотел умереть на море. Но пока живу в самом центре Испании. Моя мечта о старости - жить на берегу, смотреть на море.
«АГОРА», возможно, и не самый лучший фильм режиссёра, но декорации в фильме впечатляют. Я был в Египте, в Греции, и могу сказать, что обстановка храмов воссоздана с удивительной точностью.
В центре фильма «АГОРА» великая жизнь, страстная любовь и трагическая гибель прекрасной Гипатии, первой в истории женщины-ученого — философа, математика, астронома. Гипатия была выдающимся астрономом, предвосхитившим открытия Галилея, Коперника и Кеплера. На её лекции стекались тысячи, к её слову прислушивались мудрецы и правители, красота её тела и ума разбивала сердца.
Её любили многие мужчины, а она любила философию!
Гипатия размышляла о строении солнечной системы, в то время как окружающие её люди враждовали и убивали, прикрываясь каждый именем своего бога.
Философ Гипатия выступала за примирение и любовь, в то время как религиозные вожди, на словах проповедующие любовь, от имени Бога призывали к убийствам, и убивали.
Но истинный Бог не может призывать к убийству. Ибо Бог есть Любовь!
«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (Иоанн Богослов – 1. Ин.4.8.)
Вокруг идут религиозные распри, каждый борется за своего бога, а Гипатия учит философии как любви и свободе.
Завистники не терпели славы и популярности этой женщины, окутывая ее клеветой и интригами.
– Она ни во что не верит.
– Я верю в философию!
– Они хотят, чтобы город стал христианский.
– Это называется «торговля верой».
– Когда веришь, не сомневаешься, не должен сомневаться, – говорит Гипатия. – А я должна! (потому что философ – НК).
В Александрии было множество религий. И христиане воевали за доминирование. Они вначале расправились с язычниками, а потом и с иудеями.
Библиотека в Александрии была уничтожена. Христианской вере не нужны были знания.
Выступая от имени бога, люди на деле осуществляли свои интересы, боролись за власть.
От верующих требовали подчинения, нет, не Богу, а епископам, проповедующим слово божие.
В результате междоусобной религиозной войны христиане победили: языческие храмы были закрыты, библиотеки разграблены, язычество запрещено, евреи изгнаны из Александрии.
Христианство стало господствующей государственной религией. Многие язычники перешли в христианство.
Власть выбрала религию, наиболее удобную для управления массами.
Люди за две тысячи лет не изменились, если судить по кровавым стычкам на религиозной почве последних лет.
Чтобы понять происходящее, нужно посмотреть на себя извне. И режиссёр постоянно смотрит на происходящее сверху, как бы глазами бога – как люди убивают друг друга из-за любви к своему богу.
В фильме «АГОРА» епископ Кирилл требует уничтожить не подчиняющегося ему свободомыслящего философа. Он объявляет Гипатию ведьмой. В 415 году Гипатия была растерзана разъяренной толпой.
Тело Гипатии христиане забросали камнями, потом протащили по улицам Александрии и сожгли на площади.
Орест – префект и ученик Гипатии – исчез, а епископ Кирилл стал правителем Александрии. Впоследствии Кирилл стал отцом церкви и был посмертно канонизирован.
(читай продолжение)