На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МИСТЕРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} a:link, span.MsoHyperlink {color:blue; text-decoration:underline; text-underline:single;} a:visited, span.

MsoHyperlinkFollowed {color:purple; text-decoration:underline; text-underline:single;} span.mw-headline {mso-style-name:mw-headline;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> Впервые слово «мистерия» я встретил в поэме Владимира Маяковского «Мистерия-Буфф», когда учился в школе. Позднее я узнал, что мисте́рии (от греческого – «таинство, тайное священнодействие») это богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённые божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые; зачастую они представляли собой театрализованные представления.

Когда в прошлом году я странствовал по Греции, то чувство было такое, словно путешествую во времени. Я будто проходил сквозь тысячелетия у Оракула в Дельфах, сидя в театре Эпидавр, посещая Акрополь и древние Микены. Казалось, время остановилось… Желая прикоснуться к мудрости древних, я ощущал себя песчинкой, скользящей по тысячелетним камням, которые когда-то видели происходящие здесь мистерии.

Мистерии зародились около 1500 лет до нашей эры в микенскую эпоху греческой цивилизации.
Они праздновались ежегодно в течение двух тысяч лет. Обязательным условием допуска к мистериям было непричастность к убийству и владение греческим языком; также к участию допускались женщины и некоторые рабы.

Отдельные виды мистерий, называвшиеся «праздниками посвящения» у греков, или инициациями у римлян, указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него, а также сильной возбужденности или экстаза.

Жрецы держали втайне от непосвящённых вероучение и культовые действия. Поэтому сейчас мы можешь лишь гадать о подлинном содержании мистерий.
Различались предварительное посвящение в мистерии, делавшее участника мистом, и окончательное созерцание мистерий, делавшее его эпоптом («созерцающим»).

Обряд посвящения (инициации) объединял человека с богом, включая бессмертие и обладание божественной властью в потустороннем мире.
Назначением жрецов было воспевать в бездне скорбей человеческой жизни восторги небесного пребывания и указывать средства, как найти обратный путь к небесам.

Греческие мистерии произошли из мистерий египетских. В незапамятные времена одна из греческих колоний, переселившаяся из Египта, принесла с собой в тихий залив Элевсиса культ великой Изиды, под именем Деметры или вселенской матери.

Жрецы Элевсиса владели эзотерической доктриной, дошедшей к ним из Египта; но с течением веков они украсили ее всем очарованием прекрасной и пластической мифологии. С тонким и глубоким искусством умели они пользоваться земными страстями, чтобы выражать небесные идеи.

Помимо Элевсинских, существовали ещё самофракийские, критские, орфические мистерии (названные так в честь Орфея – пророка бога Диониса).
Наиболее известны Элевсинские мистерии. Они представляли собой обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине (поселение 22 км от Афин) в Древней Греции.
Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из Подземного мира, подобно тому как ежегодно весной возвращаются брошенные осенью в землю семена, являясь символом воскрешения из мёртвых.

Миф гласит, что дочь Деметры Персефона была похищена Гадесом, богом подземного мира. Деметра, являющаяся богиней жизни и плодородия, после похищения дочери пустилась на поиски. Узнав от Гелиоса о её судьбе, Деметра удалилась в Элевсин и дала клятву, что пока ей не вернут дочь, ни один росток не пробьётся из земли. Обеспокоенный неурожаем Зевс приказал брату Гадесу вернуть Персефону. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею свои священные обряды и мистерии. Но так как Гадес дал съесть Персефоне перед уходом из подземного мира зёрнышко граната, чтобы она вернулась к нему, то дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью. Боги пришли к соглашению, что Персефона две трети года будет жить в Верхнем мире, а оставшееся время посвятит себя Подземному владыке.

В своем наиболее глубоком смысле этот миф представляет символически историю души, её схождение в материю, её страдание во мраке забвения, а затем – её вознесение и возврат к божественной жизни. Другими словами, это драма грехопадения и искупления в её эллинской форме.

Мистерии являлись божественной драмой души, дополняющей и объясняющей земную драму человека. Тайна жизни объяснялась или как искупление, или как изгнание.
После ужасов смерти, наступали надежда освобождения и небесные радости, а из настежь открытых дверей храма лились песнопения ликующих и световые волны чудного потустороннего мира.

В экстазе мистерий каждый видит душу другого до самой глубины. Воспринявший откровения мистерий испытывал неведомое блаженство, сверхчеловеческий мир спускался в сердце посвящённого. Казалось, что жизнь побеждена, душа стала свободной, и тяжёлый круг существований пришёл к своему завершению.

Относительно сущности мистерий есть несколько взглядов. Некоторые утверждают, что посвящённые, путём созерцания священных предметов убеждались в жизни после смерти. Другие говорят, что этого недостаточно для объяснения влияния и долговечности мистерий, утверждая, что помимо внешнего созерцания посвящённые могли находиться под воздействием психотропных средств.

Некоторые ученые полагают, что эффект Элевсинских мистерий основывался на воздействии на посвящаемых психотропной смеси, приём которой входил в церемониальный обряд. Смесь позволяла погрузиться в глубочайшие мистические состояния. Предполагают, это был галлюциногенный психоделик, родственный ЛСД. Ячмень может быть заражен грибами спорыньи, которые содержат воздействующую на психику амиды лизергиновой кислоты.





Подробно церемониал Элевсинских мистерий описал Эдуард Шюре в книге «Великие посвящённые».
«О, стремящиеся к Мистериям, жизнь которых ещё затемнена суетой плотской жизни, вы видите перед собой собственную историю… Некогда вы жили истинной жизнью, а затем, привлеченные чарами, вы пали в бездну земного, порабощённые плотью. Ваше настоящее не более, как роковой сон...»

«Трепещи, плачь, радуйся, обожай! Ибо твой дух должен проникнуть в пылающую область, в которой великий Демиург смешивает души и миры в чаше жизни. Утоляя свою жажду в этой опьяняющей чаше, все существа забывают своё небесное происхождение и опускаются в страдальческую бездну рождений. Зевс есть великий Демиург. Дионис – Его сын, Его проявленный Глагол…»

Для посвящённого Дионис являл собой божественный дух, проникающий всё сущее, преобразователя душ, посредника между небом и землей.

«Мы, посвященные, несём в сердце своём слёзы всех живых существ, чтобы преобразить их в улыбки; Бог умирает в нас, в нас же Он воскресает…»

Страдающие люди это растерзанные члены Диониса, которые ищут друг друга, терзаясь в ненависти и преступлениях, в бедствиях и в любви на протяжении многих тысяч существований.

«После долгого круговорота тёмных существований, вы освободитесь из скорбного круга рождений и соединитесь все как единое тело и как одна душа в свете Диониса».

«Любите, ибо всё любит; и демоны в безднах, и боги в эфире. Любите, ибо всё любит, но любите свет, а не мрак. Вспоминайте во время пути о цели. Когда души возвращаются в обитель света, они несут на своих звёздных телах все грехи жизни. И, чтобы изгладить их, душа должна перенести искупление и вернуться на землю. И лишь одни чистые и сильные входят в обитель Диониса».

Дионис представлял собой эзотерическую истину, основу и внутреннюю суть вещей, открытую лишь для посвящённых. Он являл собой тайны жизни, прошедшие и будущие существования, отношения души к телу и неба к земле.

«Чтобы понять будущую жизнь и условия вашего настоящего, вам нужно пройти через царство смерти; в этом состоит испытание посвящённых. Необходимо преодолеть мрак, чтобы наслаждаться светом. Умереть, это – возродиться!»

Александр Мень писал: «Всё, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда "священное безумие Вакха", вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом».

Мой хороший знакомый специалист по античной философии и мифологии профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Викторович Светлов считает, что суть мистерий – космогонический миф, то есть миф о сотворении мира!

Дионис – бог-«страстотерпец», его ежегодно повторяющееся страдание самопожертвования умирания и воскресение является условием жизни всего Космоса.
Дионис тот самый «умерший» бог, из частиц которого созданы люди. Он приносит в жертву самого себя.

Мистерия страстотерпия это смысл посвящения, очищения и космогонической жертвы – самопожертвования ради продолжения жизни мира.

Нисхождение в преисподнюю оборачивается торжеством над смертью, «обожением», на что был сделан главный акцент в инициационном таинстве, которое приходилось пройти каждому посвящённому.

В конце орфического посвящения обнаруживалось, что за всеми играми героев-страстотерпцев скрыт улыбающийся и молчащий Демиург – надиндивидуальный перворождённый Бог Фанес.

Инициация (посвящение в таинство) имела целью обращение к мистическому единству человеческой природы с божественной, причастность души посвящаемого горнему миру.
Плутарх писал, что душа, выходя из тела, видит лабиринт страшных, узких, в никуда идущих тропинок (судеб), видит утомительно однообразно вращающиеся звезды, планеты, светила. И лишь оставив за спиной небо, удостаивается некоего «высшего света».

Древнейшие верования опирались на интуицию единой сакральной силы.
Творчество древними греками мыслилось как божественная мания, своего рода припоминание нерасчлененного целого божественной субстанции.
Все древние культуры согласны, что и экстаз мудреца, получавшего откровение, и работа писца, запечатлевшего богодухновенную истину, являются прямыми аналогиями созидательной деятельности творцов мира.

Элевсинские мистерии просуществовали в течение трёх столетий перед лицом растущего христианства. Возможно, потому, что не отрицали Иисуса как явление божественного порядка. Однако в 392 году римский император Феодосий I Великий указом закрыл святилище в интересах борьбы с язычеством и укрепления христианства.

В отличие от Дельф, поселение Элевсины не сохранилось. Ныне на этом месте уже ничто не напоминает, что когда-то здесь великая Изгнанница, Душа человеческая, призывала к себе Богов и вспоминала свою вечную родину.
Сегодня от безумного вакхического исступления остались лишь игры ряженых.
(читай продолжение в комментариях)

наверх